«Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребенка – вот наши главные лекарства.
И еще полнокровная, радостная, яркая, наполненная трудом, общением и заботой о других, жизнь».

А.А.Дубровский

Социальный педагог: Лысогоренко Виктория Юрьевна

График работы: понедельник — пятница с 08:00 до 16:00

Тел.: +79525739790

Социальный педагог - это специалист, который создает условия для успешной адаптации ребенка в обществе. Создает благоприятные условия для развития ребенка, установления связей и партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей. Выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь воспитанникам. Выступает посредником между ребенком, образовательным учреждением, семьей и органами власти. Способствует реализации прав и свобод ребенка.

Основной задачей деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья.

Социальный педагог работает с отдельной личностью, его роль заключается в том, чтобы помочь подросткам словом и делом, содействовать тому, чтобы каждый из них поверил в себя, переоценил свои ценности и прозрел.

Работа социального педагога разносторонняя, очень нужная и ответственная. Ведь постоянно приходится работать в состоянии стресса - в предчувствии "бури".

Основные направления работы:

  • проверка посещаемости занятий учащимися;
  • составление социального паспорта семей учащихся, нуждающихся в социальной защите или помощи, и учащихся с девиантным поведением;
  • помощь в составлении планов классным руководителям индивидуальной работы с "трудными" учащимися;
  • профилактические беседы с трудными" учащимися и их родителями;
  • участие, в проверках планов воспитательной работы с "трудными" учащимися, работе Совета профилактики, административных совещаниях, малого педсовета и т.д.;
  • взаимодействие с органами;
  • развитие индивидуальных способностей учащихся;
  • оказание психологической помощи и поддержки учащимся.

Функции социального педагога:

  • аналитическая (изучение условий жизни ребенка, семьи, социального окружения; выявление влияния окружающей среды на развитие ребенка, а также различного рода проблем; установление причин);
  • прогностическая (определение перспектив процесса развития и воспитания ребенка);
  • коррекционная (коррекция влияний на ребенка как со стороны семьи, так и социальной среды);
  • профилактическая (предупреждение отклоняющегося поведения у детей; организация мер социального оздоровления семьи; своевременное оказание правовой и другой помощи семьям и детям групп социального риска);
  • охранно-защитная (защита прав и интересов личности; содействие в привлечении к ответственности лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные действия на подопечных социального педагога; взаимодействие с органами социальной защиты);
  • психотерапевтическая (забота о душевном равновесии ребенка; помощь в разрешении конфликтов);
  • посредническая (осуществляет связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением и органами социальной защиты).

Социальный педагог работает с различными категориями населения:

  • малообеспеченными, многодетными семьями;
  • семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации;
  • с учащимися, состоящими на учете в ОДН, КДН, внутри школы, в "группе риска";
  • с детьми и сиротами;
  • с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями.

Ведется также очень активная работа по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений.

К социальному педагогу вы можете обратиться, если:

  • у вас есть трудности в общении с детьми или в семье;
  • вашего ребенка кто-либо обижает, оскорбляет, угрожает;
  • нужна помощь в оформлении опеки;
  • ваш ребенок уже совершил правонарушение и ему необходима защита и контроль социального педагога.

 

Нормативно-правовая база

 

Федеральный уровень:

 

 -Конституция РФ (ред. от 21.07.2014);

- Семейный кодекс РФ ( ред. от 02.08.2019);

-Гражданский кодекс РФ (ред. от 03.07.2019);

-Кодекс Российской Федерации об административно-правовых нарушениях; (ред. от 02.08.2019);

-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 26.07.2019);

-Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ред. от 16.10.2019);

-Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 25.12.2018);

-Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (ред. от 29.06.2019);

-Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 26.07.2019);

-Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию» (от 01.05.2019);

 - Постановление Правительства РФ от  18.05.2009  №423  «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»

(ред. от 21.12.2018).

 

Региональный уровень:

 

- от 26.12.2007 № 830-ЗС «Об организации опеки и попечительства в Ростовской области» (ред. от 29.02.2016);

- от 14.11.2013 N26-ЗС "Об образовании в Ростовской области" (ред. от 06.05.2016);

- от 22.10.2004 №165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» (ред. от 04.08.2017);

- от 26.12.2005 №426-ЗС «О ежемесячном денежном содержании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семьи опекунов или попечителей» (ред. от 28.06.2017);

- от 22.10.2005 № 369-ЗС «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части содержания в приемных семьях» (ред. От 28.06.2017);

- от 30.03.2012 №829-ЗС «О мерах социальной  поддержки граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с 1 января 2012 года устанавливаются меры социальной поддержки граждан Российской Федерации, проживающих в Ростовской области и усыновивших (удочеривших) детей-сирот в Ростовской области в виде единовременного денежного пособия, выплачиваемого при усыновлении (удочерении), в размере 30 000 рублей на каждого усыновленного ребенка для его обустройства в семье);

- от 22.06.2006 №499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 14.10.2014);

  - от 16.12.2009 №346-ЗС «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» (ред. от 20.10.2015);

  • Постановление АЗР от 24.03.2014 № 149 «Об организации опеки и попечительства в сфере образования на территории Зерноградского района»;

- постановление АЗР от 01.07.2015 № 258 «О механизме реализации порядка назначения и выплаты ежемесячного денежного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи опекунов или попечителей, приемные семьи, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжающих обучение в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях после достижения ими возраста 18 лет»;

  • постановление АЗР от 16.05.2013 №297 «Об утверждении порядка формирования и предоставления сведений в единый районный банк данных семей, проживающих на территории Зерноградского района, находящихся в социально опасном положении;
  • постановление АЗР от 03.06.2013 №339 «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних из семей, образовательных учреждений, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности в Зерноградском районе»;
  • постановление АЗР от 21.12.2015 № 799 «Об утверждении Порядка выявления семей с несовершеннолетними детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и нуждающимися в помощи, на территории Зерноградского района».

 

Нормативные основы защиты прав детства

                                

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

–Декларация прав ребенка (1959);
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Декларация прав ребенка является  первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

  • на воспитание;
  • на развитие;
  • на защиту;
  • на активное участие в жизни общества.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 03.07.2016).

 

Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе  действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».

В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

 

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
  • признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);
  • защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
  • защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
  • меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
  • за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

  • право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
  • право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
  • меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
  • немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 03.07.2016) утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

 

План работы по половому воспитанию детей в МБОУ лицей г. Зернограда на 2024-2025 уч.год

План работы с семьями группы риска на 2024-2025

 План работы социального педагога на 2024-2025 уч.год

 План работы по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из дома и образовательного учреждения на 2024-2025 уч.год

Мероприятия

Правонарушение  несовершеннолетних

 

Правонарушение — это общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), противоречащее нормам права и наносящее вред обществу, государству или отдельным лицам, влекущее за собой юридическую ответственность.

Правонарушение, совершённое несовершеннолетним, — это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещённое законом и влекущее наказание.

В зависимости от вида правонарушения несовершеннолетние могут нести разные виды ответственности:

  • 1. Административная ответственность. Применяется за нарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). К таким правонарушениям относятся, например, появление в общественных местах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, распитие спиртных напитков в общественных местах, совершение мелкого хулиганства, нарушение правил дорожного движения, противопожарной безопасности. Если подросток, не достигший 16 лет, совершает административное правонарушение, то наказание несут его родители.
  • Административная ответственность несовершеннолетних применяется за нарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

    Административная ответственность наступает с 16 лет. Если подросток, не достигший 16 лет, совершает административное правонарушение, то наказание несут его родители.

    К административным правонарушениям относятся, например:

  • появление в общественных местах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • распитие спиртных напитков в общественных местах;
  • совершение мелкого хулиганства;
  • нарушение правил дорожного движения;
  • нарушение противопожарной безопасности и другие.
  • Виды административной ответственности: штраф, предупреждение, исправительные работы.

    Дела об административных правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

  • 2. Уголовная ответственность. Наступает за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. К таким преступлениям относятся, например, убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство.
  • Уголовная ответственность несовершеннолетних — это самый строгий вид ответственности, который наступает за совершение преступлений, то есть наиболее опасных правонарушений.

    По общему правилу, уголовная ответственность наступает с 16 лет. Но за многие деяния, которые являются преступлениями, — с 14 лет. Например, с 14 лет наступает уголовная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кражу, грабёж, вымогательство, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, угон транспортного средства, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, хищение либо вымогательство наркотических средств и другие.

    Уголовными наказаниями для несовершеннолетних являются: штраф (при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или собственного имущества), лишение права заниматься определённой деятельностью (например, предпринимательством), обязательные работы (работы, выполняемые в свободное от учёбы время, без оплаты труда), исправительные работы (работы по месту, назначенному администрацией города или района, с удержанием из заработка), арест и лишение свободы на определённый срок (до десяти лет).

    Если несовершеннолетний совершил преступление небольшой или средней тяжести, наказание может быть ему заменено принудительными мерами воспитательного воздействия (например, отдачей под надзор специализированному органу, обязанностью возместить причинённый вред, запрете посещения определённых мест, ограничении пребывания вне дома и т. д.). Кроме того, по усмотрению суда несовершеннолетний может быть направлен в специализированное учебное заведение на срок до наступления совершеннолетия, но не более чем на 3 года.

  • 3. Гражданско-правовая ответственность. Наступает за причинение имущественного вреда кому-либо или вреда здоровью, чести и достоинству. Если нарушителю нет 14 лет, гражданскую ответственность за причинённый вред несут родители или опекуны. Если нарушителю от 14 до 18 лет, он сам должен возместить ущерб своим имуществом или заработком.
  • Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних наступает за причинение имущественного вреда кому-либо или вреда здоровью, чести и достоинству. Это имущественное (как правило, денежное) возмещение вреда пострадавшему лицу.

    Если подростку нет 14 лет, гражданскую ответственность за причинённый им вред будут нести его законные представители (родители или опекуны). Если подростку от 14 до 18 лет, он сам может возместить ущерб своим имуществом или заработком, а если такового нет или его недостаточно — возмещать опять же будут законные представители.

    Всю полноту гражданско-правовой ответственности человек обретает вместе с полной дееспособностью в 18 лет.

    К гражданской ответственности человек привлекается по решению суда. Если подросток и его родители не хотят добровольно возместить ущерб пострадавшему, последний может самостоятельно обратиться в суд с соответствующим иском к ним.

  • 4. Дисциплинарная ответственность несовершеннолетних в школе регулируется частью 4 статьи 43 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    Согласно закону, за неисполнение или нарушение устава организации, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Положение о правилах внутреннего распорядка для обучающихся МБОУ лицей г.Зернограда

Проведение профилактических мероприятий инспектором ОПДН

Проведение бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

 

Советы родителям несовершеннолетних детей по профилактике правонарушений

Проводить больше времени с ребёнком, интересоваться его успехами и неудачами.

Не ставить детей на второе место после работы (карьеры). По статистике, более двух третей подростков, совершивших правонарушения, воспитывались в достаточно обеспеченной семье.

Не допускать конфликтные семейные ситуации на глазах у ребёнка. Они действуют на него отрицательно, и он легче поддаётся воздействию окружающих.

Интересоваться, с кем общается ребёнок. Дружеское общение со сверстниками — одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте.

Прививать правильные жизненные ориентиры и убеждения. Формирование чувства ответственности и долга — одна из основных задач семьи.

Тесно сотрудничать с учебным заведением. Если что-то беспокоит в поведении ребёнка, стоит как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или со специалистами (педагогом-психологом, социальным педагогом).

Быть толерантными по отношению к своим детям и их начинаниям. Важно проявить заботу, понимание, поддерживать и подбадривать.

Демонстрировать собственный положительный пример. Ведь чему бы родители ни учили детей, поступать они будут так же, как они.

Памятки по профилактике курения несовершеннолетних

Выписка из Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления никотинсодержащей продукции»

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Выписки из Федерального закона и Кодекса об административных правонарушениях о запрете курения несовершеннолетних

 

Что такое буллинг?

 

Буллинг — это не просто случайные обидные слова или ссоры. Это постоянное и целенаправленное запугивание, которое может проявляться в разных формах: от оскорбления до физического насилия.

- Физический буллинг. Это может быть толкание, удары, подножки или любые другие действия, направленные на причинение физического вреда. Например, когда кто-то на перемене постоянно толкает своего одноклассника.

- Вербальный буллинг. Сюда входят оскорбления, насмешки, угрозы и унижения. Часто это выражается в том, что агрессор называет жертву нелесными прозвищами или высмеивает её интересы и увлечения.

- Социальный буллинг. Это игнорирование, исключение из компании, распространение слухов или попытка подорвать репутацию жертвы. Например, если группа одноклассников решает не приглашать кого-то на мероприятие и активно обсуждает его недостатки за его спиной.

- Кибербуллинг. В наше время всё это становится всё более актуальным. Он подразумевает травлю, преследование или запугивание с использованием интернета и мобильных устройств. Например, когда кто-то публикует оскорбительные комментарии в социальных сетях или рассылает обидные сообщения через мессенджеры.

В ситуации буллинга можно выделить несколько ролей:

- Жертва — человек, на которого направлены агрессивные действия. Жертва может чувствовать себя изолированной, запуганной и не имеющей поддержки.

- Агрессор — это тот, кто инициирует действия буллинга. Он может делать это по различным причинам: желая повысить свой статус, от злости и просто ради развлечения.

- Последователи агрессора — это те, кто не является основным агрессором, но поддерживает его действия, часто ради признания или страха перед тем, чтобы стать жертвой. Они могут подбадривать агрессора или смеяться над жертвой.

- Свидетели — люди, которые видят, что происходит, но могут не вмешаться. Их реакция важна, поддержка жертвы может снизить уровень буллинга.

Признаки буллинга:

- Повторяющиеся случаи. Если один и тот же человек или группа постоянно запугивает кого-то, это буллинг. То есть случаи регулярны, а не единичны.

Изменение поведения жертвы. Если кто-то становится замкнутым или тревожным, это может быть признаком буллинга.

- Физическое или эмоциональное проявление. Синяки, царапины или частые жалобы на плохое самочувствие могут указывать на запугивание.

Конфликт — это обычное разногласие, которое можно решить обсуждением, урегулировать. Например, споры о том, какой фильм смотреть.

В отличии от этого, буллинг — это систематическое поведение, направленное на причинение вреда. Он не исчезает от одного разговора и требует вмешательства для решения.

 

К каким же последствиям может привести существующая проблема, если с ней ничего не делать? Ведь, если просто оставить всё как есть, ситуация не только не изменится, но может стать намного хуже.

 

  1. Эмоциональные и психологические последствия.

- Снижается самооценка, появляется неуверенность.

- Уровень стресса и тревоги зашкаливает.

- Возникает депрессия или состояния подавленности, апатии.

- Могут начаться флешбеки и ПТСР (посттравматический стресс).

- Появляется чувство одиночества и отстранённости.

- Чувство вины и стыда за происходящее.

 

  1. Учёба.

- Падает успеваемость, потому что сложно сосредоточиться.

- Начинаются прогулы или нежелание ходить в школу.

- Трудно учиться и запоминать новое.

  1. Физические последствия.

- Возможны реальные травмы в случае физического буллинга.

- Появляются психосоматические симптомы: боли в голове, животе.

- Проблемы со сном — бессонница или, наоборот, хочется спать постоянно.

  1. Социальные и поведенческие последствия.

- Трудности в общении, сложно завести новых друзей.

- Агрессивность или замкнутость.

- Избегание людей и массовых мероприятий.

  1. То, что может остаться на долгие годы.

- Проблемы с психикой могут остаться и во взрослой жизни.

- Сложности с карьерой и учёбой из=за низкой самооценки.

- Риск вредных привычек, например, алкоголь или наркотики.

- Повышенный риск появления суицидальных мыслей.

 

Буллинг — это сложная и серьёзная проблема, которая может принимать разные формы: физический, вербальный, социальный или кибербуллинг. Он оказывает разрушительное воздействие на психологическое и физическое состояние детей и подростков, оставляя глубокие эмоциональные раны.

 

Но справиться с буллингом в одиночку невозможно. Для комплексного решения необходимы усилия всех участников образовательного процесса: учителей, родителей, школьной администрации и самих детей. Только через сотрудничество, общие занятия и проектную деятельность можно создать атмосферу безопасности и доверия в школе.

 

Проблема буллинга в подростковой среде и методы ее профилактики

Памятка для подростков. Профилактика ВИЧ и СПИДа.

Знать, чтобы не оступиться!

ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК НАЧИНАЕТ УПОТРЕБЛЯТЬ НАРКОТИКИ?

Чаше всего это происходит в компании друзей. Спровоцировать первое употребление может многое: чувство любопытства; желание не показываться остальным «белой вороной»; неумение сказать «Нет»; присутствие в жизни серьезных проблем; «назло» кому-то или попытка повлиять на другого человека; просто плохое настроение или обыкновенная скука. По незнанию человек уверен в том, что попробовать один раз – не страшно. К сожалению, весь этот грозный наркобизнес построен на том, что первый раз никогда не бывает последним. Пробуя наркотик, переходя через психологический барьер, человек одновременно переступает через физиологические (на уровне тела) и юридические, и нравственные барьеры. Каждый впервые употребляющий уверен в том, что «со мной всё иначе, всё под контролем». Эта уверенность только от неопытности, которой затем, зачастую, пользуются другие.

КАКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МОГУТ БЫТЬ ОТ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ? 
— самое главное – невозможность в дальнейшем жить без наркотика;
— появляется зависимость на уровне биологии и психики. Большое количество биологических процессов в человеческом теле начинает происходить извращенно;

— человек не контролирует себя как раньше, это делают за него люди, которые поставляют наркотики;

— разрушается нервная система, печень, почки, изнашивается сердечная мышца, срок жизни сокращается;

— приём наркотиков инъекционно сопровождают неизлечимые болезни: СПИД, гепатиты;

— человек, употребляющий наркотики, неизбежно «влезает» в криминал;
— растут требуемое количество наркотиков и расходы на их потребление;
— исчезают друзья, остаются собратья по несчастью, которые в любой момент, за дозу могут «кинуть» или подставить тебя;

— отношения с родственниками быстро превращаются в кризис, так как наркозависимый приносит близким людям только страдания;

— жизненные перспективы: хорошая работа, учёба, карьера, собственная семья и многое другое становятся иллюзорной, недостижимой мечтой;

— дети у наркозависимых, если и рождаются, то часто с серьёзными отклонениями в здоровье, уродствами, психическими расстройствами;

— депрессия – основное состояние души; исчезает только после принятия очередной дозы наркотика;

— среди наркозависимых высок процент самоубийств. Не редки случаи, когда даже во время первой пробы, человек погибает от остановки дыхания или остановки сердца. В других случаях может развиться паралич, нарушается способность говорить. Есть наркотики, после даже однократного приёма которых может возникнуть психическое заболевание или психический дефект.
 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ТЫ ПОПАЛ В КОМПАНИЮ, ГДЕ УПОТРЕБЛЯЮТ НАРКОТИКИ? 

В такой компании ты неизбежно сталкиваешься с предложениями «попробовать». По-другому не бывает. Вопрос во времени, раньше или позже. Так бывает всегда. В компании опасность по отношению к наркотику притупляется. Ты всегда рискуешь. Лучший выход из этого, если тебя не очаровывают описанные выше перспективы – уйти и найти себе более подходящий круг общения. «Будь Собой, уважай Себя». Но если ты находишься в такой компании – ты на «краю пропасти».

НАРКОМАНОМ МОЖЕТ СТАТЬ ЛЮБОЙ ИЛИ ЭТО ЗАВИСИТ ОТ ТОГО КАКОВ ЧЕЛОВЕК?

Любой человек, допускающий наркотики в свою жизнь, рискует стать наркоманом, хотя каждый в начале пути уверен, что это может быть с любым другим, только не с ним.

ПОЧЕМУ ИМЕННО ПОДРОСТКИ И МОЛОДЫЕ ЛЮДИ  НАИБОЛЕЕ ЧАСТО СТАНОВЯТСЯ  НАРКОЗАВИСИМЫМИ? 

— именно в подростковом и молодом возрасте человек хочет обрести свою индивидуальность, отличаться от других, «пробовать в жизни все», освободиться от контроля и опеки взрослых, жить так, как хочется самому, устанавливать свои нормы и правила.

КАК ОБЕЗОПАСИТЬ СЕБЯ ОТ ПРОБЛЕМ С НАРКОТИКАМИ?
— во-первых, сделать для себя недопустимой саму мысль о возможности когда-либо «попробовать»;

— во-вторых, нужно научиться говорить «НЕТ!!!» и себе и другим, когда речь идёт о наркотиках;

— в-третьих, избегать компании и места, где употребляют наркотики. Выбирать себе круг общения, в котором нет места наркотикам.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ТВОЙ ДРУГ НАЧИНАЕТ УПОТРЕБЛЯТЬ НАРКОТИКИ? 

Первый вариант – повлиять на то, что происходит самому или вместе с другими своими друзьями. Самый важный принцип -сделать так, чтобы не оттолкнуть от себя друга. Для спасения друга используй все свои знания, информацию данной памятки и любые другие доводы, которые сочтешь весомыми.

Второй вариант – если понимаешь, что ситуация вышла из-под контроля, поделись информацией со своими или его родителями, или теми взрослыми, кому ты доверяешь. Это смелый, но не простой поступокСначала, наверное, будет честно и правильно сообщить ему о своем решении и причинах, по которым ты решился на этот Поступок. Приготовься к атаке, реакция может быть любой (обвинение, агрессия и реакция-манипуляция). Люди, принимающие наркотики, становятся патологически лживыми, изворотливыми, сыграют любую роль с правдоподобностью профессионала. Вначале оцени, способен ли ты противостоять почти профессиональному натиску в ответ. Если не уверен, поговори об этом со своими родителями. Всё равно ведь нужно что-то делать, иначе твоему другу придётся плохо.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ДРУГ УЖЕ СТАЛ НАРКОМАНОМ? 

Очень высока вероятность того, что ты не сможешь ничего изменить в его жизни;

— высока вероятность и того, что он втянет и тебя в потребление наркотиков;
— если ты хочешь помочь другу — изложи ему своё личное отношение к наркотикам и тому, что с ним происходит. Не спорь и не поддерживай с ним дискуссию, пытаться что-то доказать бесполезно;

— обозначь свою готовность помочь ему справиться с бедой;
— никогда не содействуй в поиске денег, чем бы он не объяснял нужду в них;
— не решай за него проблемы, возникающие из-за приёма наркотиков, помогай только тогда, когда видишь активные действия для того, чтобы изменить свою жизнь, будь тверд и последователен. Собери для него информацию о том, какие медицинские организации в твоем населенном пункте занимаются этим вопросом. Знай, что лечение разрешено только государственным учреждениям здравоохранения. Доверяй только профессионалам от медицины.

ВОЗМОЖНО ЛИ ПОЛНОЕ ИЗЛЕЧЕНИЕ ОТ НАРКОМАНИИ?

Всё зависит от желания жить по — другому. Чудодейственных методов, лекарств и операций, которые могут решить проблему вместо самого человека, не существует. Но без профессиональной помощи избавиться от наркотической зависимости весьма проблематично. У любого есть шанс. Но чтобы его использовать, нужно быть готовым к длительному труду.