«Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребенка – вот наши главные лекарства.
И еще полнокровная, радостная, яркая, наполненная трудом, общением и заботой о других, жизнь».
А.А.Дубровский
Социальный педагог: Лысогоренко Виктория Юрьевна
График работы: понедельник — пятница с 08:00 до 16:00
Тел.: +79525739790
Социальный педагог - это специалист, который создает условия для успешной адаптации ребенка в обществе. Создает благоприятные условия для развития ребенка, установления связей и партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей. Выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь воспитанникам. Выступает посредником между ребенком, образовательным учреждением, семьей и органами власти. Способствует реализации прав и свобод ребенка.
Основной задачей деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья.
Социальный педагог работает с отдельной личностью, его роль заключается в том, чтобы помочь подросткам словом и делом, содействовать тому, чтобы каждый из них поверил в себя, переоценил свои ценности и прозрел.
Работа социального педагога разносторонняя, очень нужная и ответственная. Ведь постоянно приходится работать в состоянии стресса - в предчувствии "бури".
Основные направления работы:
- проверка посещаемости занятий учащимися;
- составление социального паспорта семей учащихся, нуждающихся в социальной защите или помощи, и учащихся с девиантным поведением;
- помощь в составлении планов классным руководителям индивидуальной работы с "трудными" учащимися;
- профилактические беседы с трудными" учащимися и их родителями;
- участие, в проверках планов воспитательной работы с "трудными" учащимися, работе Совета профилактики, административных совещаниях, малого педсовета и т.д.;
- взаимодействие с органами;
- развитие индивидуальных способностей учащихся;
- оказание психологической помощи и поддержки учащимся.
Функции социального педагога:
- аналитическая (изучение условий жизни ребенка, семьи, социального окружения; выявление влияния окружающей среды на развитие ребенка, а также различного рода проблем; установление причин);
- прогностическая (определение перспектив процесса развития и воспитания ребенка);
- коррекционная (коррекция влияний на ребенка как со стороны семьи, так и социальной среды);
- профилактическая (предупреждение отклоняющегося поведения у детей; организация мер социального оздоровления семьи; своевременное оказание правовой и другой помощи семьям и детям групп социального риска);
- охранно-защитная (защита прав и интересов личности; содействие в привлечении к ответственности лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные действия на подопечных социального педагога; взаимодействие с органами социальной защиты);
- психотерапевтическая (забота о душевном равновесии ребенка; помощь в разрешении конфликтов);
- посредническая (осуществляет связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением и органами социальной защиты).
Социальный педагог работает с различными категориями населения:
- малообеспеченными, многодетными семьями;
- семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации;
- с учащимися, состоящими на учете в ОДН, КДН, внутри школы, в "группе риска";
- с детьми и сиротами;
- с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями.
Ведется также очень активная работа по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений.
К социальному педагогу вы можете обратиться, если:
- у вас есть трудности в общении с детьми или в семье;
- вашего ребенка кто-либо обижает, оскорбляет, угрожает;
- нужна помощь в оформлении опеки;
- ваш ребенок уже совершил правонарушение и ему необходима защита и контроль социального педагога.
Нормативно-правовая база
Федеральный уровень:
-Конституция РФ (ред. от 21.07.2014);
- Семейный кодекс РФ ( ред. от 02.08.2019);
-Гражданский кодекс РФ (ред. от 03.07.2019);
-Кодекс Российской Федерации об административно-правовых нарушениях; (ред. от 02.08.2019);
-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 26.07.2019);
-Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ред. от 16.10.2019);
-Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 25.12.2018);
-Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (ред. от 29.06.2019);
-Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 26.07.2019);
-Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию» (от 01.05.2019);
- Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»
(ред. от 21.12.2018).
Региональный уровень:
- от 26.12.2007 № 830-ЗС «Об организации опеки и попечительства в Ростовской области» (ред. от 29.02.2016);
- от 14.11.2013 N26-ЗС "Об образовании в Ростовской области" (ред. от 06.05.2016);
- от 22.10.2004 №165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» (ред. от 04.08.2017);
- от 26.12.2005 №426-ЗС «О ежемесячном денежном содержании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семьи опекунов или попечителей» (ред. от 28.06.2017);
- от 22.10.2005 № 369-ЗС «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части содержания в приемных семьях» (ред. От 28.06.2017);
- от 30.03.2012 №829-ЗС «О мерах социальной поддержки граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с 1 января 2012 года устанавливаются меры социальной поддержки граждан Российской Федерации, проживающих в Ростовской области и усыновивших (удочеривших) детей-сирот в Ростовской области в виде единовременного денежного пособия, выплачиваемого при усыновлении (удочерении), в размере 30 000 рублей на каждого усыновленного ребенка для его обустройства в семье);
- от 22.06.2006 №499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 14.10.2014);
- от 16.12.2009 №346-ЗС «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» (ред. от 20.10.2015);
- Постановление АЗР от 24.03.2014 № 149 «Об организации опеки и попечительства в сфере образования на территории Зерноградского района»;
- постановление АЗР от 01.07.2015 № 258 «О механизме реализации порядка назначения и выплаты ежемесячного денежного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи опекунов или попечителей, приемные семьи, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжающих обучение в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях после достижения ими возраста 18 лет»;
- постановление АЗР от 16.05.2013 №297 «Об утверждении порядка формирования и предоставления сведений в единый районный банк данных семей, проживающих на территории Зерноградского района, находящихся в социально опасном положении;
- постановление АЗР от 03.06.2013 №339 «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних из семей, образовательных учреждений, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности в Зерноградском районе»;
- постановление АЗР от 21.12.2015 № 799 «Об утверждении Порядка выявления семей с несовершеннолетними детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и нуждающимися в помощи, на территории Зерноградского района».
Нормативные основы защиты прав детства
К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:
–Декларация прав ребенка (1959);
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:
- на воспитание;
- на развитие;
- на защиту;
- на активное участие в жизни общества.
Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 03.07.2016).
Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.
Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».
В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».
В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).
Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:
- обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
- защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
- обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
- признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);
- защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
- защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
- меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
Уголовный кодекс предусматривает ответственность:
- за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
- за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).
Семейный Кодекс РФ гарантирует:
- право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
- право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
- меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
- немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 03.07.2016) утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).
План работы по половому воспитанию детей в МБОУ лицей г. Зернограда на 2024-2025 уч.год
План работы с семьями группы риска на 2024-2025
План работы социального педагога на 2024-2025 уч.год